Правильно ли говорит мой ребенок?

Как часто родители задаются вопросом: «Правильно ли говорит мой ребенок?» Почему соседская девочка, которая младше, уже цитирует Пушкина, а мы еще говорим: «мама», «папа», «дай». А мама другого мальчика, которому уже исполнилось 3 года, и он молчит, убеждает всех, что он еще разговорится, и будет сразу общаться сложными предложениями.

Кто прав? К чьему мнению прислушаться, чтобы не упустить такой важный для развития речи возраст и во время помочь ребенку?

 

Первый год жизни, несмотря на то, что ребенок еще не говорит, является очень важным для формирования речи. Так первый крик ребенка уже характеризует состояние тех врожденных нервных механизмов, которые будут использованы при становлении речи. Крик здорового ребенка характеризуется звонким и продолжительным голосом. Ко 2-3-му месяцу жизни крик ребенка обогащается интонационно. С этого возраста ребенок начинает реагировать криком на прекращение общения с ним. Интонационное обогащение крика свидетельствует о том, что у ребенка начала формироваться функция общения.

К 2-3-м месяцам жизни появляются специфические голосовые реакции – гуление. К ним относятся звуки кряхтения, радостного повизгивания. Периоды гуления бывают особенно длительными в моменты эмоционального общения со взрослыми.

Между 4-мя и 5-ю месяцами жизни начинается следующий этап развития речи ребенка – лепет. Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги «та-та-та», «га-га-га». Гуление и первый лепет не зависят от состояния физического слуха и присутствуют даже у глухих детей. Для дальнейшего развития речи необходима сохранность слуха (в первую очередь) и зрения.

Ребенок по долгу повторяет один и тот же слог (ва-ва-ва, га-га-га). При этом можно заметить, как он сосредоточено слушает себя. Затем ребенок начинает произносить «слова», образованные повторением одного и того же слога по типу: «ба-ба», «ма-ма». Такие «слова», как правило, не соотносятся с реальным предметом, хотя ребенок произносит их достаточно четко.

Первые слова появляются к концу первого года жизни.

Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков и девочек. Обычно у девочек слова появляются на 8-9 месяце жизни, а у мальчиков на 11-12 месяце.

Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков.

Первые слова многозначны («мама» и обращение, и просьба, и жалоба) и представляют собой сочетание повторяющихся слогов «ма-ма», «па-па», «дя-дя». Более сложные слова искажаются при сохранении одной части слова: «ка» ложка, «па» купаться. Произнесение ребенком слов обычно сопровождается жестом и мимикой.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. Она включает в себя 2-3 слова, выражающие требования («Мама, дай», Папа, иди»).

Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы.

В этом же возрасте дети начинают говорить с игрушками, картинками, домашними животными. К двум годам речь становится основным средством общения со взрослыми. Язык жестов и мимики начинает постепенно угасать.

На третьем году жизни резко усиливается потребность ребенка в общении. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных.

После трех лет интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Часто, в силу возраста, ребенок начинает искаженно произносить сложный по артикуляции звук (например, вместо «Р» появляется «горловой» звук) и неправильное произношение закрепляется в памяти ребенка как верное.

Поэтому важно в этот чувствительный для речи период создать все условия для формирования правильного произношения ребенка, не давая ему возможность накопить «багаж» искаженных звуков.

Считается, что звуковая сторона языка при благоприятном речевом развитии ребенка полностью формируется к четырем, пяти годам жизни.

Начиная с четырех лет жизни фразовая речь ребенка усложняется. Предложение состоит из 5-6 слов. В это время дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, передают содержание картинок, а также они начинают оречевлять свои игровые действия.

К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. Его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ.

Наряду с количественным и качественным обогащением речи, в речи ребенка 5-6-ти лет наблюдается увеличение грамматических ошибок, неправильные изменения слов, нарушения в структуре предложений, затруднения в планировании высказывания.

К седьмому году жизни ребенок употребляет слова, обозначающие отвлеченные понятия, использует слова с переносным значением. К этому возрасту дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем речи.

Итак, период дошкольного детства является важнейшим в плане развития устной речи. Последствия ее неблагоприятного формирования оказывают влияние на дальнейшее обучение письменной и устной речи, на общий характер успеваемости в школе, на становление личности ребенка в целом.

 
© 2010, ООО "Логопедический центр"
Разработано в APPOSSUM GROUP