Заниматься — не рано!

Вашему малышу исполнилось 2 года, он уже многое может сам, без помощи взрослых. Он все понимает, но еще так плохо говорит. Некоторые малыши уже «лопочут» на своем детском языке, другие – только начинают объединять слова в свои первые фразы. Но, все же, речь и одних, и других еще так мало похожа на взрослый, понятный окружающим (а не только родителям) язык.

Как же помочь ребенку разговориться? На какие клавиши нужно умело нажать, чтобы речь ребенка зазвучала как музыкальный инструмент?

 

Специалисты–логопеды знают, что для правильного развития речи в раннем дошкольном возрасте важно заниматься:

  • развитием артикуляционной моторики
  • развитием речевого дыхания
  • формированием звуковой культуры речи
  • обогащением и активизацией словаря ребенка
  • формированием фразовой речи
  • развитием координации речи и движения
  • совершенствованием мелкой моторики, художественно-творческой деятельности
  • Также, развитие речи нельзя проводить отдельно без развития высших психических функций, таких как: восприятие, внимание, память, мышление и др.

Артикуляционная гимнастика – это серьезная работа для маленьких детей. Поэтому она должна превратиться в веселую игру, волшебную сказку, основанную на естественной потребности ребенка подражать и копировать («вытянуть губки как хобот у слона», «улыбнуться как лягушка» и т.д.)

Также для правильного произношения звуков важно выработать направленную воздушную струю, основу речевого дыхания. Малыши часто дышат поверхностно, неритмично. Во время игр и занятий ребенок учится правильно пользоваться голосом: говорить тихо, громко, шепотом, с разной интонацией.

Основной задачей развития звуковой культуры речи является обучение правильному произношению звуков родного языка с отчетливым произношением слов и фраз. Ребята впервые начинают работать со звуковой материей языка: прислушиваются к звукам речи. Веселые игры ненавязчиво начнут подготовку серьезного процесса развития звукового анализа, который является основой обучения грамоте.

В этом возрасте у детей активно обогащается словарный запас: ребенок использует в речи порядка 1000 слов. Но словарь малыша необходимо уточнять и систематизировать по лексическим темам («Игрушки», «Животные», «Овощи», «Фрукты» и др).

Ребенок активно пользуется фразой: использует в речи простые короткие предложения, часто меняя порядок слов, неправильно употребляя формы того или другого слова. Поэтому необходимо учить ребенка правильно строить, грамматически оформлять свое высказывание, задавать вопросы и отвечать на них.

Для стимуляции развития речи важно объединять речь с движением. Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию выразительности речи, четкости произношения, лучшему запоминанию стихотворных текстов и потешек. Качество мелкой моторики тесно связано с качеством устной речи ребенка. Поэтому игры с мелкими предметами, рисование, лепка, конструирование, опосредованно, но очень точно стимулирует развитие речи ребенка.

Речь тесно связана со всеми психическими процессами ребенка: мышлением, памятью, вниманием и др. Ребенка нужно научить смотреть и видеть, слышать и слушать, запоминать и думать.

К сожалению, большинство взрослых недооценивают возможностей именно этого возраста, считая, что впереди еще много времени и рано заниматься с ребенком. В результате упускается один из важнейших этапов в развитии речи и психики ребенка, возраст до 3-х лет.

 
© 2010, ООО "Логопедический центр"
Разработано в APPOSSUM GROUP