Логопед для дошкольников

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей.

По данным доктора медицинских наук И. С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения отрицательно отражаются на последующем развитии и обучении ребенка.

Речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Сегодня у многих детей к 5 годам уровень речевого развития ниже положенной нормы, и они нуждаются в помощи специалистов. К логопеду такие дети чаще попадают только перед школой.

К сожалению, самый значимый для развития ребенка возраст (3 – 5 лет) упущен. Отсюда масса проблем не только с устной речью, но и с письменной, которые особенно ярко проявляются при обучении детей чтению и письму в школе.

Особенностью современных методик обучения является раннее (в среднем примерно с 5 лет) овладение детьми письменной формой речи. В основном это касается такого навыка, как чтение. При этом часто речевое развитие подменяется прямым, специальным обучением чтению и письму, а задачи формирования устной речи уходят из-под контроля и внимания взрослых. Письменная речь в этом случае ложится на неподготовленную почву и в последующем часто приводит к расстройствам чтения и письма.

Хорошо подготовить ребёнка к школе и заложить прочный фундамент обучения грамоте можно только в процессе серьёзной работы по развитию устной речи дошкольника. Коррекционная работа должна охватывать все стороны речи ребенка (словарь, грамматический строй, звуковую культуру, связную речь).

Каждая сторона речи включает в себя широкий круг задач и собственную динамику развития. Подготовка к обучению грамоте должна рассматриваться не как отдельная, самостоятельная методика, а как составная часть системы развития ребенка. Подготовку к обучению чтению и письму важно органично сочетать с другими сторонами развития речи дошкольника.

Таким образом, период дошкольного детства является важнейшим в плане развития устной речи. Последствия ее неблагоприятного формирования оказывают влияние на дальнейшее обучение письменной и устной речи, на общий характер успеваемости в школе, на становление личности ребенка в целом.

 
© 2010, ООО "Логопедический центр"
Разработано в APPOSSUM GROUP